Интернет-маркетинг – подмена понятий или эволюция маркетинга?

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Несмотря на название моего блога, Блог SEO-Дилетанта, предполагающего изучение только поискового продвижения, я интересуюсь всеми аспектами развития сайтов в интернете, начиная от проектирования нового сайта и заканчивая комплексным интернет-маркетингом.

Интернет-маркетинг - подмена понятий или эволюция маркетинга
Скорее меня можно назвать интернет-маркетологом, чем человеком, занимающимся продвижением сайтов, при этом в интернет-маргетинг я вкладываю значение классического определения маркетинга, а не того определения, которое чаще всего встречается на различных ресурсах.

Чтобы вам было более понятно, чем для меня является интернет-маркетинг, я углублюсь в это понятие. На большинстве ресурсов предлагается такое определение, взятое мной из разных источников и объединенное в одну мысль:

Интернет-маркетинг – это деятельность, направленная на привлечение, удержание и получение выгоды с интернет-пользователя.

Думаю такое отношение к интернет-маркетингу сложилось исторически по той причине, что изначально он являлся составляющей частью электронной коммерции, а коммерция сама по себе подразумевает извлечение выгоды. Думаю, по этой же причине, часто встречается такое определение, как:

Интернет-маркетинг – это один из инструментов общего маркетинга, который включает в себя "подинструменты" – SEO, контекстную рекламу и интернет-рекламу в общем, скидывая все в одну кучу.

Учитывая тот факт, что специальности интернет-маркетолог не существует, учебников по интернет-маркетингу я пока не встречала, только учебные пособия и получить корочку о высшем образование по этой профессии невозможно, я не могу и не буду оспаривать данные определения интернет-маркетинга. Но я располагаю достаточным количеством фактов, чтобы доказать не соответствие этих определений действительности.

Лично я изучала такой предмет, как маркетинг в высшем учебном заведении, причем у очень хорошего преподавателя, который проходил стажировку и посещал конференции в европейских и американских университетах по данному предмету, и который сделал все, чтобы показать и доказать, что маркетинг – это прежде всего удовлетворение нужд и потребностей потребителя. На основе этого классического определения маркетинга я и строю свое отношение к интернет-маркетингу.

Итак, для меня интернет-маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей интернет-потребителя.

Останавливаться подробно на том, почему маркетинг является деятельностью по удовлетворению нужд потребителя я не буду, т.к. это основы классического маркетинга и кому интересна данная тема, может почитать учебники по маркетингу.

Я хочу остановиться на вопросе, почему нельзя рассматривать интернет-маркетинг, как часть общего маркетинга. Для этого нам придется на время представить, что интернет-маркетинг действительно является частью маркетинга.

Среди предложений различных агентств по интернет-маркетингу нам предлагается реклама нашего продукта в интернете посредством таких инструментов, как продвижение сайта в ТОП, PR-кампания, интернет-реклама. Значит с уверенностью можно сказать, что интернет – является средством распространения рекламы.

Пока все складывается логично. Но логично до тех пор, пока мы говорим о сайтах, как об он-лайн представительствах оф-лайнового бизнеса. При этом о сайтах, которые являются просто "зеркалом" бизнеса, к таким сайтам можно отнести обычный сайт-визитку, который по сути является рекламным буклетом, рассказывающем об организации и отсылающем посетителя в реальный офис, магазин.

Но, как нам известно, помимо сайтов-визиток существуют корпоративные сайты и интернет-магазины, которые подразумевают взаимодействие потребителя с сайтом. В данном контексте сайт уже не выступает в роли рекламного буклета, а является частью процесса – донесение до потребителя информации/товара. Для достижения эффективности на данном этапе требуется тщательный анализ интернет-рынка:

  • определение целевой аудитории (кому будет интересен товар/услуга)
  • прогнозирование спроса (прогноз посещаемости ресурса по запросам из поисковиков)
  • сегментирование рынка и отбор целевых сегментов (региональное продвижение, нацеленность на определенную аудиторию)
  • позиционирование на интернет-рынке (оценка конкурентов и выявление их слабых сторон, проектирование ресурса максимально удовлетворяющее пользователям)

В маркетинге описанный мной процесс называется управление маркетингом.


Давайте подумаем о таком ресурсе, как интернет-магазин, в процессе взаимодействия с которым пользователь принимает решение о покупке товара. Во-первых, процесс принятия решения о покупке товара перед монитором компьютера ничем не отличается от точно такого же процесса в реальной жизни. Поведение потребителя полностью укладывается в модель:

  1. Осознание проблемы;
  2. Поиск информации;
  3. Оценка вариантов;
  4. Решение о покупке;
  5. Реакция на покупку.

При этом на решение покупателя оказывает влияние целый ряд факторов, которые обусловлены его социальным и материальным положением, его психологическим и культурным уровнем.

Задача интернет-магазина, как организации, во-первых, знать модель поведения своих потребителей и факторы, оказывающие влияние на решение о покупке; во-вторых, уметь эффективно применять маркетинговые приемы для стимулирования потребителей приобретать товар именно в их интернет-магазине.

Не думаю, что кто-нибудь будет спорить, что это не относится к маркетингу.

Давайте подумаем о таком процессе, как разработка товаров – одном из самых главных элементов маркетинга. Товар – это именно то, что удовлетворяет потребность или нужду.

Многие интернет-магазины торгуют реальными осязаемыми товарами, но есть и такие товары, как инфопродукты, которые не имеют физической оболочки или в качестве товара выступает услуга, например, ссылочная биржа предоставляет посреднические услуги. Любой товар, будь то инфопродукт или услуга проходит все этапы создания физического продукта. Я немного обобщила информацию и привела ее к такому виду:

  1. Идея товара/услуги.
  2. Разработка стратегии интернет-маркетинга (изучение рынка, анализ конкурентов, составление стоимости продукта/услуги, анализ возможностей продаж инфопродукта или возможности по привлечению рекламодателей/вебмастеров биржой).
  3. Разработка товара, создание бета-версии и тестирование.
  4. Переход к полнофункциональной версии или выпуск большой партии инфопродукта.

Актуальность данного плана наглядно демонстрирует ресурс для обмена электронными документами. Во-первых, сама идея свежа сама по себе, во-вторых, на этапе разработки потребовался тщательный анализ рынка, т.к. с одной стороны актуальность данной услуги очевидна и должна быть востребована, с другой же стороны, на этапе планирования необходимо было полностью просчитать целесообразность данного ресурса, на сколько он будет востребован конечным потребителем. Очень важным должна была стать и разработка интерфейса система, как будет происходить процесс пересылки документов, как будет подтверждаться юридическая сила электронных документов. Ну и конечно же очень важный момент - сколько может стоить данный вид услуги, если например, других таких ресурсов нет.

В связи с вышеописанным стоит отметить и такую вещь, как жизненный цикл товара – одно из важнейших понятий в маркетинге. Вспомним все биржу Блогун, которая действительно долгое время являлась лидером в своем сегменте… Я не думаю, что она до сих пор занимает лидирующие позиции.

Хотелось бы уже закруглиться, но в маркетинге очень важную важную роль играет сбыт товара, и мне хотелось показать, что в интернете также это играет немаловажную роль.

Возьмем к примеру любой информационный ресурс – интернет-журнал, блог, бюллетень и пр. На всех этих ресурсах товаром является информация, которую необходимо донести до пользователя. И тут я хочу обратить внимание на такой нюанс – я сейчас пишу не о рекламе ресурса, по типу того, что предлагают бывшие SEO-конторы, а сегодня интернет-маркетинговые агентства, я говорю о том, что каждый владелец ресурса, обладающий товаром (информацией), принимает решение о том, как он будет этот товар сбывать – посредством блога или сайта, который будет в открытом доступе для каждого желающего, посредством организации закрытой подписки, когда пользователи будут получать информацию по электронной почте, путем принудительной регистрации на сайте, где находится информация или другим иным путем (например, видео через youtube).

Теперь хотелось бы вернуться к тому определению, которое преподносит интернет-маркетинг, как часть общего маркетинга.

Если интернет-маркетинг является частью маркетинга, то чем является все, что я описала выше? Детскими играми или все же это тоже маркетинг? Тогда как разделить эти понятия? Можно, конечно, это назвать просто маркетингом не выделяя в отдельное направление, ведь я доказала, что в интернете действуют все законы маркетинга.

В маркетинге есть такие отдельные понятия, как международный маркетинг, маркетинг услуг, маркетинг в сфере некоммерческой деятельности – эти понятия были выделены в отдельные направления, т.к. обладая всеми признаками маркетинга имеют собственные, присущие конкретной деятельности нюансы.

Для продвижения продукта в интернете также необходимы дополнительные знания, есть свои нюансы и уникальные условия, которые необходимо учитывать при удовлетворении нужд и потребностей посетителей. Взять хотя бы то, что интернет тексты значительно отличаются от текстов для печатных изданий, информационные продукты требуют других, отличных от стандартных методов распространения товара, сами товары не обладают физическими свойствами, в отличии от привычных товаров – все это требует новых знаний от маркетолога. И как это назвать? Я это называю интернет-маркетингом.

Тогда чем назвать то, что сейчас называют интернет-маркетингом? Я считаю SEO, SMO, контекстная реклама и любые другие виды рекламы - методами продвижения товара и инструментами рекламы. Больше всего в этой ситуации умиляют компании, предлагающие продвижение сайта данными методами, гордо называя это интернет-маркетингом и заламывая за это суммы в несколько раз больше только за слово "маркетинг", подменяя понятия... что сказать, миром правит маркетинг, и это ни что иное, как маркетинговый ход, за который приходится платить заказчику.

На самом деле сегодняшняя статья задумывалась на абсолютно другую тему, но связанную с интернет-маркетингом в моем понимании, и когда я начала писать, я поняла, что не смогу объяснить все, что хотелось бы, не затрагивая тему интернет-маркетинга. Поэтому пришлось отступить от плана и посвятить отдельную статью моему пониманию интернет-маркетинга. О чем будет следующая статья – я оставлю в секрете, но я уверена, многим она будет полезна.
Удачи в продвижении.


Запись опубликована автором в рубрике Как продвигать сайты с метками , .

Интернет-маркетинг – подмена понятий или эволюция маркетинга?: 2 комментария

  1. CosmoAdvisor

    Спасибо за дельную статью! Действительно, очень важно понимать свое позиционирование в самом начале создания блога/сайта/проекта/чего угодно.. Потому что в интернете всего полно, и надо хоть как-то выделятся из этой массы.. Старалась именно так и сделать, все продумать для своего блога..  Чтобы выбиться, действительно нужно знать основы маркетинга.. Когда анализировала Топ 10 ресурсов на тему косметики (тематика моего блога), удивило и порадовало то, что они все абсолютно разные и по-своему особенные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *