Поведенческие факторы в SEO

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о поведенческом (пользовательском) факторе – ПФ, как он формируется и какова его роль в продвижении сайтов.

Поведенческий фактор

Поведение пользователя в интернете

Давайте рассмотрим, как ведет себя интернет пользователь. Проводя время в сети, мы постоянно оставляем за собой следы. Все современные браузеры сохраняют историю посещений, сайты, которые мы посещаем, запоминают наш IP, параметры ОС и браузера. В свой браузер мы устанавливаем различные тулбары, виджеты, особенно от поисковых систем, которые собирают статистику о том, какие сайты мы посещаем, какие из них сохраняем в свои закладки, на какие из них отправляем ссылки в социальные сети.

Столпы нашего поиска, Яндекс и Google предоставляют веб-мастерам различные кнопки и виджеты для сайтов. Когда мы, находясь на сайте, кликаем по этим кнопкам, информация о нашем действии уходит в базу поисковой системы. На сайтах устанавливаются счетчики статистики от тех же поисковых систем, информация с которых тщательно собирается и анализируется ими. И даже когда у Яндекс не было Метрики, в сети часто попадалась информация о том, что LiveInternet сотрудничает с Яндексом, передавая ему данные собранной статистики.

За все время существования поисковых систем им не сложно было собрать и проанализировать поведение пользователей интернета, какие сайты они посещают, какие им нравятся, а какие нет. Из этого же не сложно вывести и данные о том, каким должен быть сайт, чтобы он понравился пользователю. Какими отличительными особенностями должен обладать сайт, чтобы задержать посетителя на своих страницах.

Т.е. можно предположить, что для каждого вида сайта (блог, социальная сеть, сайт-визитка, интернет-магазин и т.д.) существует некий набор признаков, по которым можно судить, на сколько этот сайт удобен и интересен посетителям.

Почему для каждого вида сайта должен быть свой набор признаков, думаю, понятно. Если мы хотим просто узнать какую-то информацию о компании, нам не нужно часами сидеть на их сайте, если же мы попали в социальную сеть, то либо она нам нравится и мы в ней остаемся, общаемся, постоянно возвращаемся, т.е. проводим в ней много времени, либо она не нравится и мы уходим с нее.

Благодаря тому, что наши браузеры могут хранить куки сайтов, а сайты в свою очередь, благодаря скриптам статистики, могут получать наши данные, можно проследить действия буквально каждого отдельного человека. Откуда он пришел на сайт, по каким страницам прошелся, куда ушел, вернулся ли в течении дня, недели, месяца. Чем больше человек вернулось или зашло, например, из своих закладок в браузере, тем с большей уверенностью можно судить о том, что сайт для этих пользователей привлекателен и интересен.

Но поисковые системы собирают статистику не только сайтов, которые посещают пользователи, в большей степени они собирают свою собственную статистику. Показывая сайты в результатах поисковой выдачи, поисковики оценивают поведение посетителей, их отношение к полученным результатам.

Помните, я рассказывала о важности title для поискового продвижения? Этот тег используется в качестве ссылки на ресурс. Если ссылка выглядит непривлекательно, то пользователь может вообще не перейти на этот сайт, просто пропустив его. Для поисковика это будет сигналом о том, что с сайтом что-то не так. Конечно, глупо предполагать, что поисковая система будет делать выводы на основе единичных случаев.

Так же стоит сказать, что в поисковой выдаче показывается не только title сайта, но и небольшая выдержка с найденной страницы - сниппет, те несколько строчек текста, которые находятся сразу под ссылкой на сайт и содержат слова из запроса пользователя. То, на сколько привлекателен сниппет, на сколько его содержание соответствует введенному запросу, так же выражается в действиях пользователя. Если в сниппете содержится абракадабра, слова из навигационного меню, пользователь может не перейти по ссылке, понимая, что там он мало что найдет интересного.

Поведенческий фактор

Если пользователь сразу после ввода запроса вводит новый, значит полученные результаты его не удовлетворили и для поисковика это повод задуматься, те ли сайты он показал.

Если же пользователь перешел на сайт, но опять вернулся к результатам выдачи, то это может говорить о том, что информация на сайте не достаточно полно представлена. Но, естественно, не всегда дело именно в сайте. Помимо содержания проблема может быть совершенно в другом – пользователь ввел неточный запрос, из-за чего получил не то, что искал. Или нашел, но понял, что ему нужно что-то другое, поэтому ввел уточняющий запрос. Именно такие фразы, которые вводят пользователи после уже просмотренной выдачи, показывает статистика ключевых слов от Яндекса в правой колонке.

Пользовательский фактор

Итак, анализируя поведение посетителя на странице результатов поиска, поисковые системы получают данные о том, на сколько данная выдача релевантна введенному запросу и на сколько каждый сайт релевантен данному запросу. На основе полученных данных поисковая система пытается формировать такую выдачу, в которой будут максимально релевантные запросу сайты, т.е будут показываться те сайты, после просмотра которых, пользователь не будет возвращаться назад к результатам поиска.

В общих чертах мы рассмотрели, какие действия посетителей формируют поведенческие факторы. Теперь более подробно рассмотрим сами факторы.

Какие они поведенческие факторы

Можно по разному формулировать "названия" факторов, и в других статьях вы можете встретить другие формулировки, но главное уловить суть и понимать, о чем идет речь.

Лично я условно все поведенческие факторы делю на два вида: на факторы, которые формируются непосредственно на странице сайта и факторы, которые формируются в поисковой выдаче. Это мой субъективный взгляд и мнение, и я не претендую на то, что именно так и должно быть. Просто мне так проще рассуждать.

Факторы, формирующиеся на страницах сайта

Фактор удовлетворенности пользователя сайтом - на сколько сайт соответствует ожиданиям пользователя.

Соответственно, если речь идет о интернет-магазине, посетитель должен в первые секунды понять, что именно здесь он найдет то, что ему нужно. Если мы говорим о блогах, то для пользователя будет важным получить актуальную информацию.

Но с точки зрения поведенческих факторов этого недостаточно. Мы можем создать супер интересный и полезный сайт, но если мы не сможем привлечь на сайт целевую аудиторию, то наш сайт не будет соответствовать ожиданиям пользователей. Поэтому очень важным является не только контент, но и правильно подобранная тематика и позиционирование, правильно сформированное семантическое ядро.

К удовлетворенности сайтом нужно относить и такой фактор, как удобство для пользователя – сайт должен иметь четкую прозрачную (понятную) структуру и удобную навигацию.

Сайт должен быть достаточно быстрым, ведь не каждый пользователь будет ждать, пока вся страница загрузится, т.е. тут же известный нам фактор - скорость загрузки сайта.

За каждым из этих факторов мы можем следить и, что самое главное, влиять. В статье от 17 марта про Влияние дизайна сайта на показатель отказов, я уже приводила список основных показателей, по которым мы можем оценивать удовлетворенность посетителя сайтом.

Факторы, формирующиеся в поисковой выдаче

Как уже говорилось выше, здесь фактором выступает та информация, которую показывает поисковая система в результатах поиска о вашем сайте – title и сниппет.

Это фактор кликабельности вашего сайта в результатах поиска.

Логика очевидна - чем больше посетителей переходят на сайт с поиска, тем лучше сайт ранжируется, хотя, естественно, не все так просто. Ведь мы уже знаем, что алгоритмы ранжирования очень сложны. Так же, чем меньше посетителей возвращается в поиск, тем, опять же, сайт лучше ранжируется, ведь это говорит о том, что пользователь нашел, что искал.

На эти факторы мы так же можем влиять, например, уже упомянутая здесь статья о title, те же факторы, которые формируются на страницах сайта влияют на то, вернется пользователь в результаты поиска или останется на сайте.

Так же не стоит забывать, что, например, Яндекс рекомендует формировать привлекательные расширенные сниппеты в Яндекс Вебмастер. К сожалению, не для всех тематик это действует, но кто-то уже во всю использует.

Итак, роль поведенческого фактора в SEO очевидна - поисковые системы анализируют поведение пользователей на своей странице результатов поиска, затем на страницах сайта, куда перешел пользователь. Полученные данные закладывают в формулу ранжирования, в результате чего более качественные сайты с точки зрения пользователя выше ранжируются в поисковой выдаче.
Естественно, нельзя эти факторы воспринимать, как единственно действующие, и уж тем более не все так буквально. Я всего лишь пыталась передать вам суть сложного процесса простыми словами. Поведенческие факторы - это часть сложнейшей формулы, по которой ранжируются сайты.

Постоянные читатели блога могли заметить, что обо всем этом в большей или меньшей степени я уже рассказывала на страницах своего блога, да и в этой статье попыталась сослаться на те посты, которые затрагивают тему поведенческого фактора. Но остается один очень важный момент, который я пока не раскрывала – это веб-аналитика. Именно веб-аналитика позволяет получать нам данные о поведении посетителей на сайте и манипулировать (в хорошем смысле этого слова) поведенческим фактором.

Надеюсь, я соберусь с силами и посвящу этому серию статей. Планирую рассказать, как о Google Analytics, так и о Яндекс Метрике, как о самых серьезных бесплатных и мощных инструментах для анализа поведения посетителей на сайте и статистики в целом.

Недавно прошла новость, что в Google Analytics будет новый интерфейс, поэтому, скорее всего начну с Яндекс Метрики, хотя пользуюсь ей в меньшей степени, чем Google Analytics. Не хотелось бы начинать в старом интерфейсе, да и мне он совсем не нравится.

На этом закругляюсь. Надеюсь, моя информация была вам полезной. Удачи в продвижении.


Запись опубликована автором в рубрике Как продвигать сайты с метками , .

Поведенческие факторы в SEO: 12 комментариев

  1. Sergei

    Даже в очередной раз рассказывая обо всём этом, у Вас получается новая SEO-импровизация. Поражаюсь Вашей логикой и аналитическим складом ума! И «в яблочко» мысль о скорости загрузки сайта и рассуждения с точки зрения среднестатистического пользователя. Дальнейшего вдохновения:))

  2. Константин

    Все поисковики ошибаются в выборе по запросу и, по моим наблюдениям, выдают не то, что нужно. Читаешь сниппет и понимаешь: это не то, что искал. Это неправильное составление семантического ядра или ошибки поисковиков? На поисковики надейся, а сам не плошай. Так получается.

  3. SEO-Дилетант'ка

    Невозможно дать однозначный ответ на ваш вопрос в отрыве от контекста. Т.е. могут быть разные ситуации. Это может зависеть от самого запроса, может быть ошибкой поисковика, может зависеть от пользователя, который вводит запрос. По-поводу последнего очень забавные ситуации случаются. Например, человек не знает, как на самом деле что-либо называется, пытается сформулировать запрос к поисковику своими словами, и естественно, получает не то, что хочет. Что касается СЯ, то вопрос спорный, с одной стороны, несмотря на ваши усилия составить СЯ, поисковик сам определяет ваши ключевые слова, и естественно, если поисковик не правильно их определил, значит это владелец сайта допустил ошибки при оптимизации сайта согласно СЯ. Т.е. ядро может быть составлено верно, а вот сайт под это ядро не оптимизирован.
    А вот история из мой практики.
    Я уже долгое время наблюдаю, как на четкий точный запрос, Google подсовывает мне какие-то трастовые ресурсы, которые соответствуют той теме, к которой относится мой запрос, но решения на них я не нахожу, вместо того, чтобы найти максимально релевантный документ, где слова из моего запроса находятся близко друг к другу, т.е. я предполагаю, что Google пытается формировать выдачу не на основе релевантности документа, а на основе траста сайта из той же тематики, к которой относится мой вопрос. Т.е. получается, google заставляет меня перейти на сайт и ещё на нем минут 10 потратить на то, чтобы понять, что здесь нет ответа на мой вопрос.

  4. chuvakdeathcore

    Приветствую. хочу поделиться с вами сайтом userator.ru .  это хороший способ поднять позиции сайта в поисковых системах используя эти самые поведенческие факторы, разработанная система изменяет ранжирование в Яндексе, Google сайта по продвигаемым запросам. Также хочу сказать, что присутствует ручной и автоматический режим выполения заданий по усилению поведенческих факторов. И это еще не все, такой сайт может продвигать сайты путем усиления купленных ссылок, за счет поведенческих факторов. статистика сайта дает понять, что это серьезный проект, а не обманная компания. Добавил 3 своих сайта, все хорошо продвинулись за 4 недели. советую попробовать.

  5. pizhon

    Самое лучшее, что я нашел для раскрутки сайта, это userator.ru, с его помощью реально увеличиваются поведенческие факторы, т.е. мой сайт в поисковике поднялся. Для начала, на проверку добавил 2  своих сайта, все продвинулись уже через 4 недели. Рекомендую автоматический режим сайты отлично продвинулись.

  6. Михаил Руденко

    Что главное при работе над поведенческими факторами? Мое мнение: 1) Делаем грамотную внутреннюю оптимизацию сайта, улучшаем юзабилити =) 2) Создаем и постоянно добавляем новый, уникальный контент. 3) Размещаемся на тематических площадках.

  7. Гость

    Хочу поделиться еще одним способом улучшения поведенческих факторов. Не так давно наткнулся на интересный сервис по накрутке поведенческих факторов — userator. Суть работы сервиса в следующем: у сервиса есть заказчикии и исполнители. Исполнители ставят себе на компьютер программу юзератор и берут на выполнение здания заказчиков. Программа сама, в автоматическом режиме, заходит в Яндекс и набирая поисковый запрос переходит на сайт. Проводит на нем необходимое время, что бы не был засчитан отказ, таким образом выполняя требования по улучшению поведенческого фактора сайта. 
    Изучил возможности сервиса, сейчас тестирую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *