Алгоритм ранжирования Яндекс

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Я потратила не мало времени на изучение официальных документов и заявлений Яндекс, аналитических статей и другой информации, чтобы, как можно больше, узнать об алгоритме ранжирования сайтов поисковой системой Яндекс. И естественно, чтобы поделиться с вами полученной информацией.

О том, что такое поисковая система и как она ранжирует сайты я писала в общих чертах ещё в статье Раскрутка в поисковых системах от 8 августа.
Там мы рассмотрели, что из себя представляет поисковая система, как она узнает о новых сайтах, и как она определяет порядок показа сайтов в поисковой выдаче по запросу. Повторюсь, это были общие, и более абстрактные понятия. Сегодня же речь пойдет о конкретном алгоритме ранжирования в поисковой системе Яндекс.

Ещё в прошлом, 2009 году, поисковая система Яндекс перешла на новый алгоритм поиска – Снежинск, в котором используется технология Matrix. Net (Матрикснет). Но все это слова и ни о чем нам не говорят. Что такое Матрикснет? И при чем здесь город Снежинск? Постараемся постепенно во всем разобраться.

Итак, в ноябре 2009 года у Яндекса появился новый поиск. Чтобы понять смысл нового поиска стоит немного обратиться к истории и выяснить, а какой был старый? Ведь я сама начала изучать SEO уже в конце 2009 года, т.е. когда Снежинск с Матрикснетом уже был внедрен. Как строился поиск релевантных документов в поисковой системе Яндекс до Снежинска?

Не забываем, что поисковая система, это всего лишь робот, машина, основанная на математической логике. Т.е. в программу можно заложить математические формулы, х=1, у=3, x<z<y, очевидно, что z=2, т.е. обычная математическая логика. Вот за такие переменные x, y, z были взяты основные показатели сайтов.

Например, x=внутренняя оптимизация, y=внешние ссылки и т.п. Каждой такой переменной присваивалось некое число, а таких переменных было сотни. Все показатели потом "суммировались", т.е. каждому сайту присваивалось определенное число, в соответствии с которым и происходило ранжирование, выстраивание сайтов в определенной последовательности в поисковой выдаче. Естественно, что это самый примитивный пример, только для того, чтобы передать суть.

К чему в итоге это привело. Хоть секрет формулы никогда не раскрывался, всем было известно, что за основу берутся какие-то определенные показатели сайта, и естественно, это привело к тому, что каждый оптимизатор, обладающий аналитическими способностями, опытным путем мог выделить какое-то количество значимых параметров, которые влияют на ранжирование, и начать их использовать для продвижения, т.е. искусственным путем влиять на поисковую выдачу. Подстраивать свой сайт под конкретные показатели.

А раз оптимизаторы научились влиять на поисковую выдачу, значит на первых местах стали появляться сайты, которые, хоть и соответствуют поисковому запросу, но, своим нахождением в топе, не дают возможности пробиться в топ другим сайтам, которые также могут быть интересны и полезны людям. И самое печальное в этой ситуации было то, что в топе было много коммерческих сайтов, у которых были возможности тратить деньги на продвижение.

Что принес с собой новый алгоритм поиска Снежинск со своей технологией Матрикcнет? Я постаралась максимально полно изучить информацию об этом алгоритме ранжирования, и постараюсь передать вам его суть.

За основу были взяты не какие-то определенные показатели сайтов, а сами сайты, которые на взгляд работников Яндекс являются полезными ресурсами с человеческой точки зрения. На сколько оценка этих сайтов была объективной? Мы не можем судить об объективности подхода к этому. Но просто примем на веру.

Опустим кучу негативных отзывов оптимизаторов о том, что Яндекс – коммерческая организация, что его не интересует пользователь, а интересует только заработок с контекстных объявлений. Лично мое мнение такое – плохому танцору всегда что-то мешает:).

Яндекс всегда заявляет, что главная его задача – дать ответ пользователю. Примем это за аксиому. И поверим тому, что для нового алгоритма были отобраны сайты по объективным признакам.

Итак, было выбрано какое-то число определенных запросов, и определенное число сайтов, которые наиболее полно отвечают этим запросам. И специально обученные люди, асессоры, сопоставили каждому запросу определенный документ. Т.е. на их объективно-субъективный взгляд запросу 1 соответствует сайт А, запросу 2 – сайт Б и т.д.

Каждая такая пара "запрос=документ" была проанализирована машиной (программой), которая нашла среди этих документов закономерности (естественно, основываясь все на той же математической логике), и на основе выявленных закономерностей вывела формулу. Вот по этой-то формуле все и стало ранжироваться в поисковой системе Яндекс. Но, есть ряд оговорок.

Первая оговорка – таких формул много. Я могу предположить, что, чуть ли не для каждой тематики и направленности была выведена своя формула. Т.к. невозможно оценивать по одним и тем же признакам коммерческие сайты и не коммерческие, сайты развлекательной тематики с сайтами с научными трудами.

Вторая важная оговорка, что для того, чтобы вывести формулу, в машину в любом случае необходимо было заложить определенные переменные, т.е. показатели сайтов. То, на основании чего машина будет сравнивать сайты между собой.

А опять же, за счет чего можно сравнить сайты между собой? Конечно, тут не могут не рассматриваться внутренние и внешние факторы. Но и они уже не являются определяющими. В свете недавних заявлений Яндекс о снижении влияние SEO-ссылок, какие ещё показатели могут быть определяющими при ранжировании сайтов?

Все больше говорят о таком факторе ранжирования, как поведенческий фактор.

И именно он, по мнению многих, и по оговоркам представителей Яндекс, является определяющим при ранжировании. И, в определенной степени это действительно, может быть правдой.

Итак, в чем заключается уникальность нового алгоритма? Первое, именно человеческий фактор определяет на сколько один сайт интересней другого.  С одной стороны, человеческий фактор – это субъективное мнение, одному нравится одно, другому – другое. Но тут скорее вопрос не об интересности, а о том, чтобы документ давал исчерпывающий ответ на заданный вопрос. И именно по этому принципу отбирались документы и присваивались определенным запросам.

И получается, что с другой стороны, машину пытаются обучить мыслить, как человек. Второе вытекает из первого, сотрудники Яндекс учат машину находить закономерности в человеческом мышлении. Машина эти закономерности находит (хорошо или плохо – это другой вопрос), и на основании этих закономерностей выстраивает свою формулу и следовательно поисковую выдачу.

И на самом деле, технология Матрикснет - это не что иное, как машинное обучение.

Благодаря этому, в поисковую выдачу с большей вероятностью попадают именно полезные ресурсы, в которых пользователь действительно находит ответ на свой вопрос. И вот тут важным является то, что, чтобы попасть в топ Яндекс, не обязательно быть старым трастовым ресурсом, не обязательно закупать большое количество ссылок.

Важным является интересный полезный контент, и явный интерес пользователей сети к сайту.

Да, а при чем здесь Снежинск? Дело в том, что именно в новом алгоритме улучшена формула ранжирования по региональным запросам. Т.е. где-бы не находился пользователь, и какие-бы запросы не набирал, приоритет будет отдаваться региональным сайтам, сайтам тех организаций, которые находятся в том же регионе, что и пользователь.

В следующих статьях я собираюсь более детально рассмотреть все возможные факторы, которые оказывают влияние на ранжирование сайтов, естественно, на основе заявлений официальных источников. И, естественно, что невозможно дать исчерпывающий ответ по факторам, т.к. все, что может оказывать влияние на ранжирование сайтов является тайной и не раскрывается представителями Яндекс. Также, постараюсь больше уделить внимание именно поведенческому фактору, по каким признакам определяется поведение пользователя, и почему это является "основным" фактором. Следите за обновлениями блога.

Все больше людей интересуется фрилансем, о том, какая может быть работа дома обещает рассказывать автор блога seolabel.ru. Возможно, вы найдете для себя что-то интересное.


Запись опубликована автором в рубрике Как продвигать сайты с метками , .

Алгоритм ранжирования Яндекс: 13 комментариев

  1. vataga_a

    Благодарю за статью, познавательно. По поводу региональной выдачи. Действительно заметил, что Яндекс в топ выдает сайты исключительно моего региона, но такие сайты, как правило занимают только первую строчку, следующие идут уже по трасту.
    Но что если предположим у нас сайт туристической компании, которая продвигается в Снежинске ) Нужно ли запрос «отдых в Турции» продвигать как «отдых в Турции Снежинск»? Учитывая, что сайт который находится в топе по региону по запросу «отдых в Турции».. Надеюсь не запутал )))

  2. mangust_ru

    Может быть Яндекс так и ругают оптимизаторы старой закалки, что он начал выходить у них из-под контроля?)
    Я так поняла, что главный тезис статьи — пишите для людей и будет вам «щастье»(=посетители). Что ж не плохо, если поисковик развивается в таком русле. Буду ждать продолжения полезной информации про факторы, влияющие на ранжирование.

  3. chukotka

    Второй раз не стал перечитывать, не нашел сути.
    Где алгоритм? Будет потом.
    Слов много и ничего не понятно.
    Нам ведь алгоритм нужен, а не сказки про белого бычка

  4. Retliff

    Возможно то, что ничего не понятно — не по вине статьи?!-)
    На мой взгляд — очень полезная информация и интересные размышления автора!-)
    А стратегию продвижения каждый выстраивает сам, отталкиваясь от полученной информации — готовые рецепты лежат в одном месте с бесплатным сыром!-)))

  5. SEO-Дилетант'ка

    Сергей, спасибо за отзыв. Я так предполагаю, chukotka искал именно математические выкладки, формулы алгоритма, и я дала на них ссылку в комментарии. Я должна была бы это сделать, непосредственно, в статье, да как-то упустила это из виду.
    То, что я описала в своей статье, конечно, не является описанием алгоритма, т.к. алгоритм, это последовательность команд, в результате выполнения которых, должна решиться задача, но я и не ставила перед собой цель описать это. Я ставила перед собой цель передать суть алгоритма человеческим языком, для новичков, для тех, кому сложно понять официальную документацию Яндекса по этому вопросу.
    Ну а если chukotka искал готовых решений, то, конечно же, он может искать их ещё долго. Готовых решений не бывает:).
    Сергей, спасибо.

  6. SEO-Дилетант'ка

    Предпоследнее предложение не поняла (со слов Учитывая…), но что поняла, отвечу. У меня нет опыта продвижения региональных сайтов, но в теории, продвигать сайт по запросу «отдых в Турции Снежинск» не нужно, регион указывается в инструментах веб-мастера, и предполагается, что по запросу «Отдых в Турции» в каждом регионе будут свои сайты турагенств. На практике же, не все так просто, и многие ещё вынуждены указывать именно такие анкоры.

  7. SEO-Дилетант'ка

    «Пишите для людей» — один из тезисов в статье. …и явный интерес пользователей сети к сайту. — а это второй. О нем я подробнее расскажу в ближайшее время.

  8. Retliff

    Спасибо тебе, Катюша! Как по мне — всё изложено просто и понятно!-) Для меня именно вербальное объяснение дороже любых цифр (хотя, не буду спорить — они тоже нужны)!-)

  9. vataga_a

    Спасибо за ответ, вы все правильно поняли.

    Непонятным для меня остается только одно — сколько будет сайтов в этой выдаче именно из моего региона. На практике, часто показывает только один сайт. Получается, что нужно бороться только за первую позицию?

    P.s Если добавлять регион в запрос, текст выглядит будет конечно коряво, может лучше подкупить ссылок с такими анкорами?

  10. SEO-Дилетант'ка

    В идеале в региональной выдаче на первых местах должно быть ровно столько региональных сайтов, сколько их есть в данном регионе. Но это в идеале. Как уже сказала, в жизни пока не все гладко. Толи руки у Яндекса кривоваты, то ли ещё что-то у них не получается:)
    P.S. вы имеете ввиду внутреннюю оптимизацию, использовать ли в заголовках и в тексте статьи указание города. Конечно, использовать не нужно, если это смотрится неуместно. На данный момент, основные шаги — это:
    1.Указание региона в вебмастере.
    2. Обязательно на сайте страница с контактами, с указанием адреса именно в регионе с индексом, телефона с кодом города.
    3. Указать адрес организации на Яндекс Картах.
    4. Проставлять (покупать или договариваться на других условиях) ссылки на свой ресурс с сайтов, которым точно прописан тот же регион, что и должен быть у вашего сайта.
    5. Как идеальный вариант Яндекс Каталог, но для коммерческих организаций он платный.
    Почитайте ещё у Яндекса, ну и поиск помучайте:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *